Сделать стартовой      Добавить в избранное
   Карта сайта    Поддержка (Support)
  Поиск по сайту
логин :
пароль :
Пройти регистрацию
Напомнить пароль?
 
Навигация по журналу
Выберите нужный раздел ..
Деловой протокол
Стандарты протокола
Организация мероприятий
Невербальные коды коммуникации
Межкультурные коммуникации
Этикет
Полезные советы
Видео
Книги

Все последние новости

Мобильная версия сайта
 
 


Календарь публикаций
«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


Популярные статьи
Самое популярное на сайте ..
 
 


Facebook
Мы на Facebook
 
 


Наш опрос
Нам интересно Ваше мнение ..
 
 


Облако тэгов
Популярные ключевые слова ..
cfghfcdh xdfgfghfg
 
 
Новости партнёров
Рекомендуем прочитать ..
Женская сборная России уступила Франции в финале ЧЕ по гандболу
Сборная России второй раз в своей истории завоевала серебряные медали чемпионата Европы. В 2006 году национальная команда под руководством нынешнего тренера Евгения Трефилова в решающем матче ...

Порошенко ответил на вопрос об участии в президентских выборах
Президент Украины Петр Порошенко заявил, что пока не готов обсуждать свое возможное участие в выборах главы государства в марте 2019 года. Об этом он сообщил на пресс-конференции в Киеве.

Порошенко уволит госслужащих из-за родственников в Крыму
Президент Украины Петр Порошенко поручил проверить всех госслужащих на наличие родственников с российским гражданством. Об этом он заявил во время пресс-конференции в Киеве, трансляцию которой вел ...

 
 


Архив новостей
Октябрь 2015 (1)
Сентябрь 2015 (3)
Февраль 2015 (2)
Август 2014 (1)
Июль 2014 (1)
Июнь 2014 (1)


Выбор шаблона
Выберите оформление сайта ..

{changeskin}
 
 
Важная информация
RSS-лента новостей

•   Деловой протокол » Межкультурные коммуникации » О разнице менталитетов 


14-05-2012, 13:00 Межкультурные коммуникации  ] • О разнице менталитетов
 

«Ваши представления о соотношении качества и цены совершенно нереалистичны», или как немцы критикуют

Автор: Дарья Болль-Палиевская (Дюссельдорф)

Опубликовано в  журнале «Партнер», Германия

 
Помните лозунг советских времен: «Критикуешь – предлагай!» На самом деле речь шла о том, чтобы народ особенно-то себе не высовывался и не позволял критиковать сильных мира сего, вернее партийное руководство. Впрочем, это все равно было невозможно. По сути дела в самой русской культуе критика снизу вверх как бы не заложена. Вертикаль критики проста – только сверху вниз. Начальник может порицать, упрекать, распекать, разносить своих сотрудников. Даже унижать их, причем на глазах  коллег. Но подчиненный не может себе позволить даже намека на критику. Подобным смельчакам и по сей день уготована участь ежика из анекдота, на которого сел медведь, и раздавив несчастного сказал: «За что я любил покойника, так это за смелую критику снизу». Неужели в Германии все по-другому, и сотрудники открыто выражают недовольство своему шефу? Разумеется и здесь дураков нет, никто в петлю не лезет. Но чисто профессиональная дискуссия между руководителем и сотрудником – совершенно нормальное явление. Здесь люди ценятся на за поддакивание, а за инициативность.

«Русские вообще никогда не совершают ошибок», сказал мне один немецкий менеджер с улыбкой. Так им видятся русские. То есть с их точки зрения, мы сразу «в штыки», если нас критикуют. Так ли это? А разве немцы любят, чтобы их критиковали? Конечно же нет, это никому не нравится. Но реагиговать на критику здесь принято иначе. Дело в том, что само отношение к критике здесь другое. В идеале, она воспринимается не как ругань, а как шанс исправить свои ошибки. То есть, если госпоже Шнайдер сказали, что она не справляется с проектом, она не впадет в отчаяние, не будет заламывать руки, жаловаться в курилке подругам-коллегам на дурака шефа, плакать, хлопать дверью или ходить неделю с лицом жертвы, а попросит помощи. То есть здесь нет страха сознаться в своих промахах. Поэтому-то немцам и кажется, что русские изображают из себя всезнаек. А мы просто боимся «ударить лицом в грязь», поэтому наш любимый ответ: «Нет проблем». Главное, чтобы начальство не заподоздрило, что мы понятия не имеем, а там как-нибудь. В общем, авось пронесет.

О разнице менталитетов

Критика вообще является как бы составной частью немецкой коммуникации. Как шутят сами немцы, если начальство ничего не говорит, значит оно страшно довольно. То есть отсутствие критики как таковой является уже само собой высшей похвалой. «Наш немецкий шеф очень любил прямо в лицо говорить нам о каждом нашем неправильном шаге, каждая мелочь критиковалась. И объяснял нам это тем, что хочет нас спровоцировать. То есть это была мотивация от противного: я вас так разозлю, что вы просто обязаны доказать мне, какие способные на самом деле», рассказывала мне Ольга, секретарь одного немецкого ООО в Москве. Через год эксперимент закончился тем, что начальника сменили. А теперь представьте себе такую ситуацию. На немецко-русских переговорах царит напряженная обстановка.

 

Немецкий начальник отдела закупок говорит прямо в лицо руководителю российского предприятия: «Знаете, вообще-то Ваши представления о соотношении качества и цены совершенно нереалистичны». На что русский вскакивает со своего стула и кричит: «Не нравится? Так мы Вас не держим, у нас вон за дверью очередь желающих! Не вы одни такие умные!» Немцы в шоке и не могут понять, что случилось с русским босом, почему он размахивает руками и весь покраснел от злости? Ведь господин Мюллер всего навсего назвал вещи своими именами, что тут особенного? С немецкой точки зрения, это не выпад лично против русского начальника или его предприятия, а «деловая конструктивная критика». Вот теперь можно переходить к серьезным переговорам, а не предаваться эмоциям.

 

Тут дело в разнице наших так называемых культурных стандартов. Во-первых, особенность немецкой коммуникации заключается в ее абсолютной прямолинейности. Чего ходить вокруг да около, как «кошка вокруг горячей каши», как гласит немецкая пословица, когда можно сэкономить время и сразу перейти к делу. Мы же как раз привыкли объясняться намеками, и исходим из того, что наш собеседник сам догадается, что мы имеем ввиду. То есть у нас все время присутствует какой-нибудь контекст или поддекст. Во-вторых, немцы проводят четкое разграничение между личной и профессиональной сферой. Поэтому и легче переносят критику. Потому что стараются ничего не принимать на личный счет, говоря себе: критикуют же не меня как личность, а какое-то определенное действие. Ну а если вернуться к нашей истории о немецко-русских переговорах, то раздражение русского бизнесмена с нашей точки зрения понятно. Ведь немецкая делегация напрямую оскорбила его, упрекнула его такого хорошего и умного в некомпетентности. Причем на глазах его подчиненных. «Я бы так никогда не поступил с партнерами по переговорам», рассуждает при этом русский шеф.

«Если бы мне что-то не устраивало, просто как-то обошел острые углы, ну и не имел бы с этой фирмой больше дело, но зачем так в лицо прямо говорить, что ты дурак».

Немцы, работавшие заграницей или с иностранными партнерами знают о своей резкой манере высказывать мнение. «Мне и французы, и ирландцы, и американцы говорили, что мы очень надменны. Мнение это основывается на том, что мы без обеняков что называтся режем правду-матку в глаза, особенно не церемонимся. А люди обижаются, им кажется, что мы говорим с ними свысока», сознавался в разговоре со мной сотрудник одного крупного немецкого концерна. Действительно, немецкая прямолинейность может очень больно ранить. Особенно она оскорбительна для иностранцев. Ведь они часто думают, что немцы «хамят» им именно потому, что они иностранцы. И прежде всего русским сотрудникам кажется, что немцы поучают их, потому что считают себя лучше. На самом же деле немцы тут не делают никаких различий и, что называется, не жалеют и своих.

«Что русскому хорошо, то немцу смерть», говорится в одной русской поговорке. Здесь получается с точностью до наоборот: что для немцев нормально, нам очень неприятно. И тут уж придется переучиваться нам. Так что, если вам грамогласно укажут на ошибки, не обижайтесь, никто не хотел вас обидеть. Лучше скажите себе: «Здорово, теперь уж я этой ошибки не повторю!» 


 (голосов: 0)

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Информация
 
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
 
Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |   Статистика  

                Журнал "Деловой протокол и Этикет" © 2010
               Все новости делового протокола и этикета в одном месте!
Журнал "Деловой протокол и Этикет" © 2010
         
counter 88x31   counter 88x31   counter 88x31